1. Индивидуальная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия.
2. Цели и факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии.
3. Фазы индивидуального психотерапевтического процесса.
4. Долгосрочная и кратковременная формы индивидуальной психотерапии.
5. Эффективность методов индивидуальной психотерапии. Психотерапевтический контакт.
6. Семейная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия.
7. Принципы и общие подходы к работе с семьей.
8. Объект и цели семейной психотерапии.
9. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии: правила работы с семьей как системой.
10. Техники структурной семейной психотерапии.
11. Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей.
12. Понятие кризисной интервенции.
13. Цели, задачи и основные принципы кризисного вмешательства.
14. Этапы кризисной психотерапии.
15. Формы кризисной психотерапии.
16. Методы индивидуальной психотерапии кризисных психических состояний.
17. Особенности консультирования при суицидальных намерениях.
18. Консультирование в случае смерти близкого человека.
19. Переживание утраты при разводе.
20. Особенности беседы с умирающим человеком.
21. Психологическая реабилитация.
22. Определение понятия «психологический тренинг».
23. Цели и задачи тренинговой работы. Понятие о принципах психологического тренинга.
24. Основные парадигмы тренинга.
25. Отличия тренинга от психотерапии, психокоррекции и обучения.
26. Определение понятия «тренинговая группа».
27. Преимущества групповой формы работы в психологическом тренинге.
28. Виды тренинговых групп.
29. Принципы работы тренинговой групп.
30. Оформление программы психологического тренинга.
31. Структура тренингового занятия.
32. Оценка эффективности психологического тренинга.
Цели и факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии.
Индивидуальная психотерапия является такой организационной формой психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач – пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа) психотерапии, коллективной и семейной психотерапии. Структуру целей различных современных форм психотерапии применительно к индивидуальной психотерапии можно представить на основании разработок Д. Орлински и К. Ховарда. Цели для сеанса психотерапии (для терапевтического процесса) (конкретно и краткосрочно): углубление самоэксплорации; уменьшение страха при обсуждении запретной темы; соблюдение инструкций при выполнении рекомендаций психотерапевта. Микрорезультаты (после сеанса) (конкретно и краткосрочно): прекращение избегания повседневных ситуаций, которые ранее избегались; улучшение способности понимания причинных связей конкретной социальной конфликтной ситуации. Макрорезультаты (после сеанса) (глобально и долгосрочно): позитивная самохарактеристика; соответствующая сила Я; адекватное ожидание собственной эффективности; улучшение способности к коммуникации; стабильная и генерализованная ситуационная компетентность. Выделение общих факторов лечебного действия индивидуальной психотерапии в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Так, Дж. Мармор при наблюдении за психотерапевтами различных направлений (психоанализ, терапия поведения, гештальт-терапия) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени: хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом как основа, на которой строится психотерапия; первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта; оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; приобретение социальных навыков на примере психотерапевта; убеждение и внушение – явное или скрытое; применение или репетирование более адаптивных методик при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.
Принципы и общие подходы к работе с семьей.
Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. В. Сатир под семейной психотерапией понимала все
вмешательства, изменяющие семейную систему. В настоящее время границы между различными методами семейной
психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез. В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской диадой, триадой – родители и проблемный ребенок, подсистемой детей), нуклеарной семьей (родители и дети) или с многопоколенной, распространенной семьей, включающей бабушек, дедушек и других родственников, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе. Обычно, если есть проблемный ребенок, то семейный терапевт постарается привлечь всех членов семьи, живущих под одной крышей, особенно обоих родителей. По дли-тельности многие школы семейной терапии принадлежат к разряду краткосрочных моделей терапии и не превышают, как правило, 15-20 встреч. Обычно семейный терапевт видится с семьей раз в неделю по часу-полтора. Иногда, в ситуации острого кризиса встречи с семьей могут проходить 2-3 раза в неделю. семейный терапевт стремится сочетать контроль над процессом работы с нейтральной позицией по отношению к членам семьи. Обычно семейный терапевт довольно активно вмешивается в происходящее: задает вопросы, проверяя свои гипотезы, предлагает упражнения, просит членов семьи выполнить те или иные домашние задания. Режиссируя взаимодействия, он старается обеспечить безопасность и поддержку всем участникам встречи, выступая в роли посредника.
Список использованной литературы: